Следует знать.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают психоэмоциональный стресс (дискомфорт, чувство неполноценности) и это выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития). Уходы из семьи, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.
«Стремящиеся к компенсации» — уходят из семьи по причинам:
- Недостаток внимания взрослых к ребенку.
- Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей).
- Узкий круг социальных контактов (дом, школа).
- Тревога не оправдать ожидания взрослых.
- Страх наказания.
- Поиск авторитета.
- Удовлетворение собственных амбиций.
«Подавленный» тип покидает семью по следующим причинам:
- Гиперопека.
- Эмоциональная усталость.
- Стремление к одиночеству.
- Завышенные требования взрослых.
- Боязнь не оправдать доверие.
- Школьная тревожность.
«Хорошо приспособленный» тип детей стремиться уйти из-под контроля взрослых:
- Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения, сверстникам, друзьям.
- Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными.
- Незнание семейных ценностей.
- Страх одиночества.
- Непонимание требований взрослых.
- Недостаточное развитие навыков самообслуживания.
При воспитании приемных детей
необходимо учитывать.
Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.
Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация проходит болезненно.
Нельзя переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги). Нельзя резко менять их образ жизни.
Нельзя негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях. Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремиться к взрослым компаниям).
Нельзя перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми). Надо учить самообслуживанию.
Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.
Педагог-психолог
ГБУСОН РО «РЦ Каменского района»
Буракова М.В.