Многие родители начинают обращаться к психологу только тогда, когда их чаду исполняется 12 13 лет, когда ребёнок «вдруг» становится неуправляемым, своенравным и чересчур эмоциональным или наоборот – не в меру сдержанным, закрытым и подавленным. Родители в голос говорят одно и то же: «Мой ребенок невыносим! Что с ним (с ней) стало? Скажите, пожалуйста, что мне делать? Я больше так не могу!»
Проблема взаимоотношения подростков с взрослыми не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением ребенок получает тот комплект знаний о нормах и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества.
Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.
Подростковый возраст – острый, долгий переходной период, который связан с быстрым темпом физического и умственного развития. В это время у подростков возникает много, актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.
Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:
— повышенная чувствительность к оценке посторонних;
— предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
— противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
— эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
— борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.
Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании с взрослостью.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто взрослым приходится слышать от детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к ним, сколько ситуативным эмоциональным состоянием.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Характерно для подросткового возраста являются имитации чьего — либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.
Недостаточность внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, либо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате он протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него подчинения, послушания, не считаясь с его желаниями, мнениями и интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.
Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи — развитие своих интеллектуальных возможностей. Характер общения с взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки, как степень самостоятельности и независимости. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением с взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».
Общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых.
Подростки, общаясь со сверстниками, часто скрывают свои проблемы, особенно проблемы их взаимоотношений с взрослыми, родителями. И если взрослые не помогут подросткам справиться с их внутренними конфликтами, то подростки останутся наедине со своими проблемами. Именно от родителей, взрослых людей требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка.
Постарайтесь сохранить статус «значимого» взрослого в глазах ребенка. Будьте в меру строгими, максимально тактичными и справедливыми, добрыми, заботливыми и понимающими, и тогда, безусловно, подросток рано или чуть позже прислушается к вам, продемонстрирует свое уважение и любовь.
Социальный педагог
Шейкина А.О