1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
3. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
4. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 — в увещевательном, 50 раз — в обвинительном. Ребенку нужен отдых, от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
5. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
9. Формируйте положительную самооценку: «Я — умный», «Я – смелый», «Я все могу».
10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
Признаки успешной адаптации.
— Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
— Ребенок легко справляется с программой.
— Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
— Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Некоторые проблемы пятиклассников.
— В письменных работах пропускает буквы.
— Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
— С трудом решает математические задачи.
— Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
— Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
— Не умеет работать самостоятельно.
— С трудом понимает объяснения учителя.
— Постоянно что-то и где-то забывает.
— Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
— Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
— Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу, часто бывает одинок.
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
Педагог-психолог
ГБУСОН РО «РЦ Каменского района»:
Буракова М.В.